Клад в Верховье

Предания о кладах в Ветлужском уезде Кост. губ. Мне рассказывали, что по Вятскому тракту в Верховье в лесной местности есть клад, который в этой местности близ дороги показывается народу в самом очаровательном виде. Он показывается в виде рассыпанного на поляне золота, в виде монет, а также в виде бочонков с золотом и серебром. Рассказывают, что некоторые крестьяне, проезжая мимо, пользовались этим золотом и богатели оттого, что, набравши один раз золота, сколько можно, в карманы, за пазуху, за голенища, не могли уже вторично найти это сокровище, да и места не могли отыскать. Клад пропадал.

То же. В Костромской губернии1 один крестьянин так рассказывал: однажды ему приснилось во сне, что в известной местности есть зарыт клад, причем были рассказаны приметы, кроме того, было сказано также и то, <что> клад этот зарыт разбойником, у которого была подруга жизни. Умирая, он наградил ее так, как только умел, чтобы слишком богато обеспечить ее существование с сыном ее. Но его богатство было несметно и зарыто в земле. Умирающий разбойник написал запись и в ней завещал все свое наследство, зарытое в земле, внукам и дальнейшему потомству. Так было возвещено во сне. Крестьянин видел сон этот три раза сряду и решился попытать, действительно ли существует хоть местность, привидевшаяся во сне? Местность действительно была найдена, но, как ни рылись, не могли найти такого клада. Потом крестьянину опять привиделся сон, где говорилось, что клад можно получить только по записи, что запись эта находится в Казани у богатых (ныне) купцов, праправнуков разбойника, что ее нужно от них взять, и только тогда можно взять клад, когда дашь обещание на эти богатства построить три церкви. Понятно, что богатство было громадное, если была возможность построить три церкви. Крестьянин был человек зажиточный, он нашелся побывать в Казани, найти этих наследников и хранителей записи, поговорил с ними, но владетели записи не решились отдать ее; а крестьянин на том же основании не решился соединиться с ними по недоверию, так дело и кончилось.

То же. Клад в Верховье2. Одна женщина как-то видела во сне, что некто, явившись к ней, открывал ей клад, говоря, что если она пойдет с своим кровным племянником или племянницею вдвоем, а нет, так с кем-нибудь из ближних родственников в полночь, то клад ей откроется. Сон повторился три ночи сряду. Нельзя было не поверить, наконец. Обратилась баба к своему родному племяннику и стала приглашать его с собою для отрывания клада. Место, где был клад, осмотрели. Во сне ясно было обозначено место, и его еще днем нашли. Наступила ночь. Баба до смерти боится идти одна, не менее ее боится идти и племянник: «Не позвать ли с собою кого, тетушка?» – «Да, пожалуй, возьмем, кто посмелее», – соглашается тетка. Взяли каких-то двоих, троих смельчаков. Место было знакомое. Вооружились дубинками (против нечистой-то силы) и пошли. Не дошли сажень пятнадцать, смотрят: на том месте огонек сверкает, скачет, а ветер так и гудит! Место-то лесное, свищет по хвою холодный, так сердце и замирает; ведь время-то самое полуночное. Идут, словно упираются, да назад оглядываются. Не дошли до клада и сажень пяти, а уж им чудища стали показываться и плясать и скакать пред огнем. «Глядит мой племянник, – повествует баба, – а уж провожатые- то бегут от нас, только пятки улипают, не выдержали и мы с племянником, за ними же следом побегли, не помним, как с ужасу-то до домов добежали, потому что очень уж страх обуял, да и ветер-то очинно круто свистал и посвистывал… беда!» – заключила рассказчица.


Клады Стеньки Разина Русский народ Золотой петушок



КОММЕНТАРИИ

1 Рассказ слышан составителем сей книги проездом от Костромы к Нижнему Новгороду почтовым трактом.

2 Слышан самим составителем.