Похитительницы росы

В Малороссии и до нашего времени сохранилась легенда о том, как одна чародейка была сожжена за то, что похищала росу; преданье это сохранилось в песне, где говорится, что девица-чародейка пекла змей и варила зелье, чтобы этим волшебным снадобьем отравить своего родного брата; брат узнал об этом и, сняв с сестры голову, сжег ее труп и пепел развеял по чистому полю1.

В XVII столетии за ворожбу и чародейство менее виновных ссылали в дальние монастыри на покаяние или в ссылку.

Как убеждение в нечистую силу, так равно и уверенность в возможность сношения человека с дьяволом долго жили по всей Европе, равно как и в России. Много погибло несчастных мученическим путем, к числу которых принадлежали оговоренные по злости, по мщению, из корысти воспользоваться их наследством, богатством; много погибло по собственному своему невежеству, много погибло безумцев, идиотов, может быть, иногда и злодеев-отравителей в действительности, но, во всяком случае, не колдунов, и вся эта громадная масса людей погибла от невежества властей; кто знает, не пробуждалось ли в народе желание изучения природы, познания к наукам, которое встретило противодействие, как и всякое открытие в наше время. Известно, что мнимые колдуны позже превратились алхимиками, а потом в наше время химиками и физиками. Теперь не удивляет нас электричество, магнетизм, фотография и различные их полезные применения, но будь это встарь – тогда бы сожгли знаменитого изобретателя как колдуна. Быть может, в числе множества жертв погибло много умных, великих людей. Но обратимся к делу:

«В Крестоцеловальных записях на верность царям Василью Шуйскому и Михаилу Феодоровичу клялись не посылать ведунов и ведуний на государство лихо и их государей на след не испортити, ни ведовством по ветру, никакого лиха не посылати и следу не вынимати»2. Отсюда видно, что и цари наши не были чужды верования в колдовство и чародейство.


Преследование колдунов в России Русский народ Наговорщица на хмель



КОММЕНТАРИИ

1 См. «Сказания русского народа» Сахарова. Т. 1. С. 13. То же: Даль, в Иллюстрации, год I, с. 415.

2 Москвитянин. 1844. № 1. С. 246.