Семенов день (Бабье лето)

Сентябрь-месяц с XV века, или лучше со времени Собора для уложения церковной Пасхалии на XIII тысячелетие, считался первым месяцем в году до XVII века.

В начале этого месяца праздновалось у египтян новолетие. У персов – рождение Митры. В древности – сентябрь, седьмой месяц от марта и девятый от января, назывался Руенем, Руинном или Ревдном. По мнению Добровского, название это возникло от рева ветров, которые начинают с этого времени дуть1. Впрочем, cербы, называя этот месяц Руем или Рюем, производили это слово от желтого деревца Rhus Cotinua, которое употребляется в красильном деле, так как и самый желтый цвет они называют руевно, руино. Сентябрь, как известно, отличается от прочих месяцев желтизною древесных листьев.

В наших народных и в других актах и доныне в простом народе 1 сентября известно под именем Семена Летопроводца от празднуемого в этот день нашею Церковью П. О. Симеона первого Столпника. По уверению преп. Нестора, в память этого угодника был в Киеве построен храм.

Начиная с 1 сентября по день Рождества Пресвятые Богородицы, 8 сентября, называется Семеонскою. С 1 сентября начинается бабье лето или лето на проводе до Аспасова дня или до Рождества Богородицы2.

Летопроводец, как русский Янус, провожал старое и встречал новое лето. У славян, например чехов и сербов, известно Babi leto (баби лето), на польском Babie lato значит ясная, ведренная продолжительная погода, а у малороссов бабыно лето.

У немцев это время называется Старушечьим летом или Марина пряжа, Марьины пятинки – так как в это время на лугах, пожнях и на деревьях в хорошую погоду носятся тонкие нити паутин.

В Костромской губернии по поводу этих паутин существует замечание, что если в бабье лето луга опутываются паутинником, а гуси гуляют стадами и скворцы долго не отлетают, то осень будет протяжною и ведренною.

В подмосковных селениях под Семенов день тушат огонь в избах, а с восхождением солнца вздувают снова.

С этого же дня начинают засиживать вечера в деревнях, а в городах мастеровые работать с огнем, то есть по вечерам3. Может быть, потому это время называется бабьим летом, что с этого дня в некоторых местностях России бабы затыкают кросны (узкий холст), с этого времени начинают мять и трепать пеньку, мыть ее и стлать лен и берутся за веретено, то есть с этого времени начинаются женские работы и рукоделья, когда Семеин день, семена долой, то есть прекращается полевой труд и самые семена высыпаются из оставшихся на поле колосьев на землю.

С этого же дня делаются в деревнях, кроме обыкновенных посиделок, сопровождаемых песнями и сказками, делаются опашки, братчины, ссыпчины, где всем миром варится пиво и стряпается кушанье для пиршества; а в Аспасов день оканчивается во многих местностях заламыванием ульев.

Летопроводец считается днем, с которого оканчивается существование мух, тараканов, клопов и других насекомых. По этому случаю в некоторых местах, так, например, в Серпухове и Туле, существовало обыкновение в этот день хоронить мух. Для сего девушки и молодые женщины делали из свеклы и редьки коробочки или гробики и хоронили мух, а в Туле в щепах хоронили тараканов и притворно плачут, разодетые как можно лучше, это служит хорошим случаем молодым людям высматривать невест и засылать сватов.

Этот день был до XVIII столетия в России днем торжественным, днем начала новолетия, днем, когда государи наши являлись пред народом и где народ являлся, внося оброки и дани; так, в книге, называемой «Потребник мужской» (издание 1639 г.), помещен уже чин провождения лету, или начало индикта, еже есть новое лето. Этот торжественный обряд был совершаем в Москве Патриархом Филаретом в присутствии Царя пред народом4, который с жадностью сходился со всех концов Москвы видеть Царские светлые очи. На Ивановской площади между Архангельским и Благовещенским соборами поставлялись два аналоя с поволоками, выносили аналой с образом св. Симеона Столпника. Там с правой стороны от благовещения устраивали Царское шатерничье место с поволоками, а патриаршее – с коврами.

По окончании утренней службы в Успенском Соборе патриарх выходил с клиром и св. образами в западные двери и становился на дворе, пред церковными вратами на восток, где совершалось молитвословие, «но еже благословити венец лета благостию Своею». После того Царь подходил к Св. Евангелию, коим знаменовался, принимал благословение от Патриарха, который, сперва осенив его животворящим крестом, а потом благословив рукою, спрашивал о Царском его здоровье.

Потом Святитель и Царь занимали приготовленные им места на Красной площади между Успенским и Архангельским соборами, где совершаемо было молебствие с водосвятием; в заключение сего Патриарх, сошедши со своего места, приветствовал Царя речью, в которой красноречивыми словами выражал пожелание Царю и всем его верноподданным Благословения Божия, здравия и благоденствия5. После сего Патриарх, осенив Царя крестом и святою водою, а затем весь народ, возвращался с духовенством в Успенский собор. Между тем Царь приветствовал народ милостивым словом, на что народ отвечал: «Здравствуй, здоров буди на многие лета, надежа-Государь».

Бедным и нищим раздавалась царская милостыня, чтобы они молились о его многолетнем здравии. При колокольном звоне Царь шел к обедни в Благовещенский собор.

Семенов день был также днем судных сроков, как мы сказали ранее. В этот день как жители Москвы, так и других городов становились на личный суд пред государем. Местом для этого суда чаще всего был Приказ Большого Дворца. Здесь разбирались такие дела, которых не могли решить наместники, приказчики, городовые и волостители. Такой суд назывался Судом Божиим, так как, по народному убеждению, то ведал Бог да Государь.

На суд должны были являться к сроку. Неявившийся считался виноватым; правому или оправданному давалась правая грамота.

Оброки также собирались к этому времени, так как к этому времени оканчивались полевые работы.


Прасковия Пятница Русский народ Покровская суббота



КОММЕНТАРИИ

1 См. Руководство к Пасхалии. Соч. преп. А. П. Тяжелова. 1830.

2 Аспасов день, вероятно, происходит от Спаса, так как с 1 до 8 сентября продолжается служба Спасу.

3 В Киеве засидки, то есть начало работы при свечах, называется «Женить Семена».

4 Библиотека для чтения. 1836 г. Январь. «Новый год» в Москве.

5 См. Рус. прост. праздники. Вып. II. М., 1839.