Празднование на юге России

На Украйне, Подоле и в Волыни в день Купало (Купайло) девушки после захождения солнца собираются в избранное место и приносят большую ветку вербы или ивы, которую предварительно украшают цветами и лентами; тут, утвердив ее в земле, ходят вокруг ее, припевая жалобные песни.

Такая пляска продолжается более часа, после чего молодые парни, стоящие в стороне, бросаются на вербу и, несмотря на защиту охраняющих ее девушек, выдергивают из земли и обрывают, чем и оканчивается весь обряд.

Скачка чрез огонь. Еще в начале нынешнего столетия в Малороссии существовал обычай прыгать чрез купальские огни или чрез кучи жгучей крапивы; обряд этот, как говорит проф. Снегирев, происходил так: предварительно делали болвана или куклу и украшали его голову венком, и с таким чучелом в руках перепрыгивал каждый чрез огонь или траву, припевая:

Купала на Ивана,
Та купався Иван,
Та в воду упав;
Купала на Ивана
    и проч.

Пассек говорит так в своем описании о празднике в Малороссии следующее:

Девушки за неделю до Иванова дня начинают запевать песни, относящиеся до праздника Купалы; а накануне Иванова дня пред закатом солнца девки и молодки в праздничном платье с венками на голове из травы и цветов (секира), перевитых кануфером (калуфером) и другими душистыми травами, собираются вокруг срубленного дерева, преимущественно черноклена, и, схватясь за руки, поют:

Ой Маланичка, Петривачка:
Не выспалась наша дивочка!
Не выспалась, не наигралась
И с казаченьком не настоялась.
К череди1 шла, задремала,
На пеньки ноги посбивала,
На шпичьки очи повыймала!
А вже корови у диброви2,
А вже тилята пасут хлопьята3,
А вже вивци4 на крути горцы5.

После того ставят под деревом куклу, сделанную из соломы, довольно большой величины, причем она должна быть непременно одета в женскую рубашку; голову этой куклы убирают лентами, шею – монистами (ожерельем), и кукла эта называется «Купала», а дерево, под которым ее помещают, – Марена.

В других местностях обычай делать куклы как языческое предание уничтожен временем или влиянием духовенства, то там куклу заменяет дерево, на которое вешают венки и монисты. Устроив таким образом своего Купалу, зажигают близ его солому и начинают петь нежно и протяжно:

Ходыли дивочки коло мареночки
Коло мою Вудыло6 Купала;
Гратыми7 сонечко на Йвана
Накупався Йван, та в воду впав.
Купала под Йвана.

При пении этой песни все участвовавшие в торжестве увенчаны венками; после того прыгают чрез огонь, разложенный на возвышении.

Нужным находим заметить, что обычай делать куклу из соломы принадлежит, понятно, к обычаю древнему и языческому; но есть предание, что будто бы обычай с куклой возник от события с дочерью одного пана, Анной, которая будто бы утонула в Дунае8. Когда вечером под Иванов день украинцы приносили дерево и куклу к воде и пропоют песню, тогда начинают бросать с себя венки в воду или закидывать их в воду или на дерево; вслед затем кидают и дерево, и куклу, а сами начинают прыгать чрез огонь; только немногие уносят с собою венки домой, чтобы повесить их в сенях для сохранения себя от непредвиденной напасти9.

Праздник в черном лесе Русский народ Лысая гора. Беседка Петра Великого. Белый петух



КОММЕНТАРИИ

1 Череда – стадо.

2 Диброва – дубрава.

3 Хлопьята – ребята.

4 Вивцы, вивца – овцы, овца.

5 Горцы – горки.

6 Вудыло – водный, мокрый, влажный.

7 Гратыми – играть.

8 Эта Анна созвучна с римской Церерой (Anna perenna).

9 Московский наблюдатель. 1838. № 3.