Что значит Купало

Словопроисхождение слова «Купало» имеет, по сказанию некоторых, различное значение: некоторые, как мы сказали, производят от глагола купать, от слова купанье, так как с этого только времени начинается весеннее купание в открытых водах, или от купы (copula, Kuppelei?), какую представляет Купало с Купальницей, от кучи (кира, польск. куча) зажигаемого хвороста, от копания кореньев и плодов; наконец, в славянском Купале заметно сходство с индийским Купалом-покаянником. Во всяком случае, по недостатку сведений можно допустить, что Купало происходит от слова «купанье», что имеет отношение к слову Креститель.

Не у всех славянских народов известен Купало, например, у литовцев в Иванов день празднуют Ладо и поют в честь его ладовые песни, даже в некоторых местах России торжествуют Яриле. Старопруссы и литовцы, по словам Реза, в честь Лиго, бога весны, накануне Иванова дня зажигали под липами огонь и всю ночь до рассвета плясали песни с припевом: Лиго, Лиго!

Начало обычаев, основанных на самой природе и коренных идеях человечества, открывается в глубокой древности, где вода и огонь почитались за начало мира, главнейшими стихиями и символами очистительными. От этого верования, как надо думать, получили свое начало купальские огни и омовения, все поверья, обряды и обычаи, которые наблюдаются в это празднество стихий.

Возжигание огней и перехождение или перескакивание чрез них известно было еще в глубокой древности у восточных народов, из которых многие были огнепоклонниками и, по выражению книги Премудрости1, огнь и круг звездный почитали строителями мира. Еще Манассия, как говорится в кн. Паралипоменон2, состроивший кумиры Ваалиму и насадивший дубравы, «проведе чада сквозь огнь по мерзостям языков». У индийцев встречается обычай ночного освещения огнями в честь древнего их царя Бали и Ямы и сестры его Ямуны, в месяце Картике, и жертвоприношения огня – Ядиня или Ягна. В июне (в день огня) персы имели водное и огненное очищение; они, как свидетельствуют Четьи-Минеи, «почитают солнце, луну и звезды и пресветлейшую огненную силу». При таинствах элевзинских в Греции на праздниках Цереры, Палесы или Весты в Риме перескакивали через зажженные огни для очищения. Овидий в fastis V, 727 и 805 говорит, что через огонь переходит скот и «поселяне (per flammas saluisse pecus, saluisse colonos) и что он сам перескакивал три огня и был окроплен лавровою ветвью, омоченною в воде».

Варрон упоминает о некотором торжестве и игрище у поселян, которые, натаскав ворохи сена и соломы, зажигают их и перескакивают чрез пламя для очищения себя. Преосв. Вениамин так изображает купальский праздник в древности: «Язычники в 23 день Июня, ввечеру сбирались на берегах рек и в некоторых домах мужи и жены украшали перворожденную деву» и проч., как было о том сказано выше.

Русская история упоминает, что у татар тоже было в обычае переходить со стадами своими через огонь для очищения. Князь Михаил Черниговский с боярином Феодором приняли мученическую смерть за то, что не перешли сквозь огонь и не поклонились кусту и солнцу3.

По объяснению Дюканжа, этот огонь, облеченный священною обрядностью, на самом деле имел часто практическую санитарную цель охранить себя от заразы или болезни.

«У Поляков, – свидетельствует один их писатель Мартин в XVI веке, – накануне Иванова дня женщины зажигали огни, плясали вокруг них, пели, воздавая честь и мольбы демону»4, далее Мартин продолжает: «…этого языческого обычая доныне, то есть до XVI века, не оставляют в Польше, принося жертвы из травы чернобыльника (Artemisia), зажигая костры огнем, добываемым через трение дерева об дерево; чтобы празднество было точно дьявольским, распевают песни и пляшут».


Почитание стихии Русский народ Праздник в черном лесе



КОММЕНТАРИИ

1 Гл. VIII, ст. 2.

2 См. XXXIII, 6, кн. II.

3 Карамзин. И. Г. Р. Т. IV, прим. 41, 43.

4 Демону ли? Может быть, языческим божествам, которых фанатики более для страха простолюдинов, чем в сущности именовали демонами, как то видим во многих случаях.