АГРАФЕНА КУПАЛЬНИЦА

Мученица Агриппина. Икона XIX в. Москва

АГРАФЕНА КУПАЛЬНИЦА (Аграфена - лютые коренья), народное название дня памяти св. мч. Агриппины, отмечаемого 23 июня / 6 июля.

День Аграфены Купальницы открывал собой цикл празднеств летнего солнцестояния, продолжавшихся до Петрова дня (29 июня / 12 июля). Обрядовые действия, происходившие в день Аграфены Купальницы, являлись своеобразной прелюдией к обрядам следовавшего за ним дня Ивана Купалы (см.: Иванов день).

По языческому поверью, в этот день нарядная красавица-Купальница (Купаленка, Купава, Купавушка), получившая позднее христианское имя Аграфена, ехала с охапками цветов и целебных трав на свидание к своему возлюбленному Купале, прозванному позднее Иваном. Завтра они встретятся, но встрече этой хочет помешать нечистая сила. Вылезет она изо всех щелей-нор, норовит зла наделать, только к Купаленке ей не подступиться: она избавляет от колдовства и от нечистой силы защищает, Купаленку всякая нечисть боится. Вот и возмещает нечистая сила свое зло на людях: в дом к ним проникает, в постели забирается, в хлевах шкодит, на домашних животных страх наводит.

В этот день человеку следовало быть осторожным, двери-окна закрывать, хлева запирать, обороняться крапивой и чертополохом. Для охранения себя от ведьм в этот день клали на окна жгучую крапиву, а в дверях скотных дворов ставили молодое осиновое дерево. В полночь собирали жгучую крапиву и шиповник и потом сжигали, чтобы в доме не было несчастья.

В этот день снимался запрет на сбор цветов и трав с магическими и лечебными целями. До Аграфены Купальницы этого нельзя было делать, т.к., по поверью, на растениях обитали души предков, находящиеся на земле в период между Пасхой и Троицей. В этот день начинали ломать банные веники. Для этого использовали не только ветки березы или дуба, но и др. лиственных деревьев: ольхи, черемухи, ивы, липы, смородины, калины, рябины. Считалось, что веники, связанные в этот или в Иванов день, обладают повышенной целительной силой.

В Вологодской губ. веники связывали не только из веток березы, но еще и из ольхи, черемухи, ивы, липы, смородины, калины, рябины и даже луговых цветов. Это были ритуальные веники, и вязали их по одному на каждый отдельный случай: одним веником в этот день в бане парились, другим - недавно отелившихся коров обряжали, третьим - гадали, перебрасывая его через голову или забрасывая на крышу бани, чтобы узнать будущее. Верили, что если веник упадет вершиной к погосту, то бросающий вскоре умрет; а если не вершиной - то еще долго жить будет.

Прыжки через огонь на Купалу

В Прионежье девушки группами под охраной парней выходили искать ивановский борщ (борщевик), имеющий, по поверью, большую целительную силу, особенно если пучки травы освятить в церкви. Собранные цветки и листья иван-да‑марьи раскладывали по углам амбаров и домов, чтобы охранить их от воров. Вылавливали из воды и одолень-траву (белую кувшинку), потом ее высушивали и, как оберег, брали с собой в дальнюю дорогу.

В день Аграфены Купальницы впервые после долгой зимы людям разрешалось купаться в реках, ручьях, прудах и озерах. Русские верили, что в этот день Бог опускает в воду тепло, а Иоанн Креститель очищает водоемы от ведьм, водяных змей и др. нечисти, оскверняющей ее. Кроме того, считалось, что вода в этот день получает от солнца живительную силу, полезную для людей.

Самый праздник Аграфены Купальницы русские начинали с того, что с утра все ходили в баню, и здесь особенно любили париться различными кореньями и растениями с той целью, чтоб укрепить и восстановить свои силы и здоровье. При этом особое внимание обращалось на старых больных, которых, по слабости, приносили в баню и здесь парили и натирали разными целебными травами. За этим обыкновенно следовали угощения, в частности обетные мирские каши, к которым созывались нищие, которые в благодарность своим кормильцам составляли и распевали за столом после банного мытья стихиру про "убогую купальницу".

Потом с полудня Аграфены Купальницы начинались новые общие народные увеселения, которые совершались с особыми хороводами и продолжались до глубокой ночи. Преосвящ. Вениамин, описывая этот древнерусский народный праздник, говорит, что к вечеру 23 июня наши предки собирались на берегах рек, в некоторых местах мужи и жены украшали перворожденную деву наподобие невесты и при этом пировали, плясали, кружились и гадали.

Перед собиранием хлеба Аграфене Купальнице приносили жертву и с этого времени начинали купаться в реках. В Архангельской губ. в день Аграфены Купальницы топили бани, причем пол застилали свежей травой, и девушки парились свежими вениками, связанными из целебных трав. Такой же обычай наблюдался и в окрестностях Москвы. В Костромской губ. девицы собирались к одной из своих подруг "толокчи в ступе ячмень", из которого на другой день варили кашу и ели ее вечером с коровьим маслом. Потом брали передние колеса телеги с осью и оглоблями, возили сидящих на оси по селению и полям, распевая до утренней зари. В заключение умывались росой, считая, что она приносит здоровье. В день Аграфены Купальницы собирали также крапиву, шиповник и др. колючие растения, которые сжигали для избавления от несчастий и бед, и целебные травы, которые хранили у себя дома.

Купание девушек на Купалу

Вечером девушки и парни собирались на берегах рек или озер и устраивали трапезы, главными блюдами которых были каша и яичница; собирали для гадания букеты из 12 трав, находили "иваньковский" цветок иван-да‑марья; пели песни.

Трапеза заканчивалась общим весельем молодежи, продолжавшимся до самого утра.

В западных и юго-западных губерниях Европейской России в течение всего дня деревенская молодежь по крестьянским дворам собирала дрова, солому, бочки из-под дегтя для разжигания костра, называвшегося ивановским, купальским, купайлой. Костры устраивали на возвышенных местах по берегам рек, озер, прудов или на перекрестках дорог. Прямо на земле или на деревянном помосте, козлах, втыкали длинную, до 10-15 м, жердь с поперечными перекладинами, на верху которой закрепляли колесо (дегтярную бочку или корзину). И колесо, и перекладины обматывали пучками соломы, затем все это закладывалось дровами и хворостом. Каждая деревня старалась сделать свой костер более ярким и более высоким, чем костер соседей.

Вечером на улице жгли очистительные костры. Парни и девушки через них прыгали, а потом и скотину сквозь огонь проводили. В ночь на Ивана Купалу, в самую полночь, надо было в речке искупаться совершенно нагим, в чем мать родила - обряд очищения водой пройти, но чтобы чужие люди не видели.

Лит.: Калинский И.П. Церковно-народный месяцеслов на Руси. М., 1990;
Степанов Н.П. Народные праздники на Святой Руси. М., 1990;
Шангина И.И. Русский народ. Будни и праздники. СПб., 2003;
Решетников Н.И. (сост.). Русский народный календарь. М., 2005.


Агеев день Этнографическая энциклопедия Ад